Полевина Е.В.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ДЕТСКОЙ КНИГЕ

Возможности детской иллюстрированной книги в деле эстетического развития юного читателя огромны, поскольку в ее воздействии на читателя реализуется двойной потенциал: изобразительного искусства и художественной литературы.

Эстетическое развитие подрастающего поколения - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителями детского чтения. Большими возможностями для решения этой задачи располагают фонды детских библиотек, способствующие приобщению детей к высокохудожественной иллюстрации детской книги как части художественной культуры и формирующие на этой основе высокий эстетический вкус, эстетическое сознание читателей и их отношение к действительности.

Основным средством эстетического развития в библиотеке является детская иллюстрированная книга - синтез литературных текстов и иллюстрации. Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник.

Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению. Библиотекарю-педагогу, работающему с детскими книгами необходимо использовать их как инструмент эстетического и нравственного воспитания читателей-детей. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации.

Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга - особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают юному читателю воспринять книгу как многоплановое произведение искусства. Именно поэтому работая с книгой в библиотеке, нельзя ограничиваться лишь анализом литературного произведения, оставляя в стороне такой важный элемент книги, как иллюстрация. Исходя из психологических особенностей младших школьников детская книга всегда проиллюстрирована, и поэтому руководить ее чтением без понимания специфики иллюстрации, без знания основных ее функций и возможностей влияния на юных читателей не представляется возможным.

Значение иллюстрации в эстетическом развитии читателя-ребенка основано на том, что иллюстрация одновременно является произведением графического искусства, имеющим самостоятельную художественную ценность, и ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения. Таким образом, влияние иллюстрации на эстетические чувства юного читателя осуществляется двумя взаимосвязанными путями, что значительно увеличивает силу ее эмоционально-эстетического воздействия.

Эстетическая функция иллюстрации обусловлена ее ценностью как самостоятельного произведения искусства и является основополагающей. Иллюстрация, прежде всего, произведение изобразительного искусства, а затем литературы. Лишь то произведение искусства иллюстрации может быть признано полноценным, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов. Задача иллюстратора в наиболее общем выражении состоит в том, чтобы передать идейное и образно-эстетическое содержание одного вида искусства (литературы) средствами и приемами другого (графики). Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов. В библиотечной работе с читателем-ребенком важно знать, какими средствами раскрытия литературного произведения пользуется художник-иллюстратор, для того чтобы способствовать углубленному эстетическому восприятию литературного произведения маленькими читателями. Интересным средством раскрытия, например, идеи литературного произведения, является художественный вымысел. Суть художественного вымысла - в изменении, усилении, развитии, через несуществующие в литературном произведении детали, его идейного смысла; раскрепощении воображения, фантазии маленького читателя, его творческих способностей. Задачу отражения главной идеи литературного произведения, но в наиболее общем виде, часто решает иллюстрация-фронтиспис, расположенная в самом начале книги, против титульного листа. В русле этой идеи, как бы вынесенной иллюстрацией за скобки повествования, и осуществляется все дальнейшее восприятие книги читателем. В тесной связи с раскрытием идейного смысла литературного произведения находится характеристика образов героев - задача, которую решает художник-иллюстратор практически в каждой книге. К средствам образной характеристики относятся: графическое изображение героя, передача психологического состояния героя через мимику, позу, жест, а также с помощью пейзажа, интерьера и даже цвета. Все эти художественные характеристики направлены на раскрытие идейно-образного содержания литературного произведения, в их понимании - большой резерв воспитания творческого читателя, эстетического развития детей.

Эстетическое восприятие детьми литературных произведений предполагает не только постижение его идейно-образного содержания, но и таких художественных особенностей, как ритм, язык, композиция. Поскольку книжная иллюстрация своими средствами способствует их раскрытию, то это обязательно нужно выявить в библиотечной работе. Ритм является основой речевого членения стихотворных произведений. Ритмическая организация стиха характеризуется повторяющимися элементами, что определяет присущую этим произведениям стройность, легкость движения. Восприятие юным читателем ритмической структуры стихотворного произведения - важное условие воспитания творческого читателя, одна из задач, стоящих перед детскими библиотекарями.

Важно также постараться донести до читателя и раскрытие иллюстрацией композиционного приема, положенного в основу литературного произведения. Ощутив с помощью иллюстраций композицию литературного построения, младшим школьникам легче воспринимать и само литературное произведение в единстве его идейного содержания и художественной формы.

И наконец последнее средство - это отражение иллюстрацией языка литературного произведения. Язык - важнейшее выразительное средство. Язык иллюстрации - это язык изобразительного искусства. Поэтому так важно научить ребенка чувствовать язык искусства, соответствие между стилем (языком) иллюстрации и стилем (языком) литературного произведения.

Все вышеизложенное значительно повышает ответственность работы библиотекаря, увеличивает требования к нему, поскольку весь процесс эстетического развития читателей-детей в библиотеке осуществляется, прежде всего, библиотекарем, его знаниями, умением, любовью к искусству, литературе и детям. От того, насколько он сам знает творчество художников-иллюстраторов, умеет различать их индивидуальную манеру, разбирается в средствах художественной выразительности, понимает язык книжной графики, а самое главное, от его способности к эстетическому восприятию иллюстрации, будет зависеть уровень понимания искусства иллюстрации читателями-детьми, а значит и уровень их эстетического развития.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге - это первая встреча детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

Систематическая и целенаправленная работа с иллюстрацией в детской библиотеке - жизненная необходимость. Помня о том, что книжная иллюстрация - самый “библиотечный”, ”максимально приближенный“ к читателю вид искусства, детские библиотеки должны включать ее по возможности во все формы индивидуальной и массовой работы, которые используются в процессе эстетического воспитания читателей-детей. Следует отметить, что работа писателя и художника не расслаивается, но образует органическое единство, которое и есть книга, совместное произведение двух мастеров.

Таким образом, можно сделать вывод, что детская литература немыслима без содружества с изобразительным искусством, потому что в этом содружестве текста и иллюстрации рождается то, что называется детской книгой. Иллюстрация, дополняя и углубляя содержание произведения, акцентируя его основную идею, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащая его зрительное восприятие, способствует его общему и эстетическому развитию.

Hosted by uCoz